Серпуховские мотоколяски

Во всем мире люди с ограниченными физическими возможностями испытывают потребность в наличии специализированных транспортных средств. В этой роли могут выступать самые разнообразные агрегаты, начиная от инвалидного кресла с электроприводом, заканчивая серийными автомобилями с адаптированным управлением. В Советском Союзе выпуском такого спецтранспорта на протяжении сорока лет занимался Серпуховской Автомобильный Завод - СеАЗ.

 
мотоколяска СМЗ С-3Д

СМЗ С-3Д

 

С 1958 года на СеАЗе выпускались мотоколяски С-3АМ. Это был микроавтомобиль со складывающейся мягкой крышей. Начиная с 1970 года, ему на смену пришла новая модель - мотоколяска смз с 3д. Цельнометаллическая, двухместная, двухдверная, охлаждение двигателя - воздушное принудительного типа.

 

В СССР эти автомобильчики получили народное название "инвалидка". Их получали различные категории инвалидов через органы социального обеспечения. В зависимости от группы выдавались "инвалидки" либо полностью бесплатно, либо с частичной оплатой. Срок эксплуатации составлял пять лет. В середине этого срока пользователю предоставлялся бесплатный ремонт мотоколяски, а еще через два с половиной года инвалид должен был сдать транспортное средство в собес и получить взамен новое. Управление этим транспортом требовало наличия прав категории "А" (мотоциклы и мотороллеры). Те, кто не имел водительского удостоверения, мог пройти обучение бесплатно.

 
размеры мотоколяски СМЗ С-3Д
 

Что касается технических характеристик мотоколяски СМЗ С-3Д, то по их совокупности следует признать, что "инвалидка" была неудачным компромиссом между полноценным автомобилем и моторизованным креслом. При своих скромных размерах 2825х1380мм. она благодаря цельнометаллическому кузову имела массу в 500кг. Это вполне сравнимо с массой "горбатого" "Запорожца" (640кг.) или "Оки" (620кг.). Для такой большой массы мощности в 18 л.с. двухтактного двигателя ИЖ-П3-01 было явно недостаточно. Заявленной максимальной скорости в 60км/ч достичь было очень проблематично. Кроме того, двигатель отличался заметной прожорливостью и сильным шумом – недостатками, характерными для всех двухтактников.

 

Система смазки двигателя требовала добавления масла в топливо. Смешивать следовало в специальной мерной емкости в строго определенной пропорции. На практике масло часто доливалось непосредственно в бензобак "на глазок". Нарушение пропорций масло-топливной смеси приводило к ускоренному износу двигателя.

 

Следует заметить, что эта модель мотоколяски обладала и рядом положительных свойств. Заднее расположение двигателя, отсутствие педалей и конструкция переднего моста создавали достаточно свободного пространства для ног водителя и пассажира. Независимая подвеска и короткая колесная база (1700мм.) обеспечивали прекрасную проходимость по любым грунтам. Запуск двигателя в зимних условиях никогда не вызывал проблем.

 

В конце 90-х выпуск мотоколяски СМЗ С-3Д был прекращен. Последние триста экземпляров вышли из цехов СеАЗа в 1997 году.

Метки: , , , ,




Оставить отзыв